Поиск

Собака Павлова: что это такое, опыты с рефлексами животного

Развитие классической теории обусловливания

С именем знаменитого русского физиолога связан также метод, позволяющий обучить человека или животное определенным образом реагировать на ранее нейтральный предмет или явление. Он получил название классического обусловливания. С его помощью Павлов и его собаки доказали существование условных рефлексов, которые можно выработать путем многократного повторения действия при одних и тех же условиях.

К сведению! Обусловливание происходит при помощи подкрепления — положительного или отрицательного.

Сутью эксперимента доктора было выработать реакцию животного на свет. Он был проведен в 1900-х годах и проходил следующим образом:

  • Взята собака, до этого нейтрально реагировавшая на освещение. При этом у нее присутствовал безусловный рефлекс — выделение слюны при виде еды.
  • Миска была помещена в окошко. В нем также находилась лампочка. Когда загорался свет, псу насыпали мясной порошок, который вызывал бурную реакцию.
  • Действия повторялись несколько раз в той же последовательности.
  • В определенный момент лампочка зажглась, но еду не выдали. Несмотря на это, у собаки наблюдалось выделение слюны.

Павлов доказал наличие условных рефлексов путем эксперимента с лампой

Обратите внимание! Обусловливание активно используется в дрессировке животных. Эффект от этого метода также проявлялся и во время экспериментов с людьми

Выработка условного рефлекса у собак.

Широко известны исследования И.П. Павлова по выработке условного рефлекса у собак. Например, ставится задача выработки у собаки рефлекса по слюноотделительной методике, т. е. вызвать слюноотделение на световой раздражитель, подкрепляемый пищей – безусловным раздражителем. Сначала включают свет, на который собака реагирует ориентировочной реакцией (поворачивает голову, уши и т. д.). Эту реакцию Павлов назвал рефлексом «что такое?». Затем собаке дают пищу – безусловный раздражитель (подкрепление). Таким образом действуют несколько раз. В результате ориентировочная реакция появляется все реже, а затем и вовсе пропадает. В ответ на импульсы, которые поступают в кору из двух очагов возбуждения (в зрительной зоне и в пищевом центре), укрепляется временная связь между ними, в итоге слюна у собаки выделяется на световой раздражитель даже без подкрепления. Это происходит потому, что в мозговой коре остался след перемещения слабого импульса в сторону сильного. Вновь сформировавшийся рефлекс (его дуга) сохраняет способность воспроизводить проведение возбуждения, т. е. осуществлять условный рефлекс.

Сигналом для условного рефлекса может стать и тот след, который оставили импульсы наличного раздражителя. Например, если воздействовать условным раздражителем в течение 10 с, а затем через минуту после его прекращения давать пищу, то сам по себе свет не вызовет условно-рефлекторного отделения слюны, но через несколько секунд после его прекращения условный рефлекс появится. Такой условный рефлекс называют следовым. Следовые условные рефлексы развиваются с большой интенсивностью у детей со второго года жизни, способствуя развитию речи, мышления.

Чтобы выработать условный рефлекс, нужны условный раздражитель достаточной силы и высокая возбудимость клеток мозговой коры. Помимо этого, сила безусловного раздражителя должна быть достаточной, в противном случае безусловный рефлекс будет гаснуть под воздействием более сильного условного раздражителя. При этом клетки мозговой коры должны быть свободными от сторонних раздражителей. Соблюдение данных условий ускоряет выработку условного рефлекса.

Классификация условных рефлексов.

В зависимости от методики выработки условные рефлексы подразделяют на: секреторные, двигательные, сосудистые, рефлексы-изменения во внутренних органах и др.

Рефлекс, который вырабатывается подкреплением условного раздражителя безусловным, называется условным рефлексом первого порядка. На его основе можно выработать новый рефлекс. Например, сочетанием светового сигнала с кормлением у собаки выработан прочный условный рефлекс слюноотделения. Если перед световым сигналом давать звонок (звуковой раздражитель), то через несколько повторений такого сочетания у собаки начинается слюноотделение на звуковой сигнал. Это и будет рефлекс второго порядка, или вторичный рефлекс, подкрепляемый не безусловным раздражителем, а условным рефлексом первого порядка.

На практике установлено, что на базе вторичного условного пищевого рефлекса выработать у собак условные рефлексы других порядков не удается. У детей же удавалось развить условный рефлекс шестого порядка.

Чтобы выработать условные рефлексы высших порядков, нужно новый индифферентный раздражитель «включать» за 10–15 с до начала действия условного раздражителя ранее выработанного рефлекса. Если интервалы будут меньше, то новый рефлекс не появится, а выработанный до этого угаснет, потому что в коре мозга разовьется торможение.

И.П. Павлов

Презентация 8 класса на тему: «СОБАКА ПАВЛОВА ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА УЧЕНИЦА 8 Б КЛАССА ШАБАЛИНА ЛЕРА.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

СОБАКА ПАВЛОВА ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА УЧЕНИЦА 8 Б КЛАССА ШАБАЛИНА ЛЕРА.

2

КТО ТАКОЙ ПАВЛОВ ? Русский учёный Первый русский нобелевский лауреат Физиолог Создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года « за работу по физиологии пищеварения » Он разделил рефлексы на две группы : условные и безусловные

3

В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЛСЯ ОПЫТ ПАВЛОВА ? Изучая пищеварение, Павлов заметил, что при одном только виде тарелки с едой у собаки начинает выделяться слюна. То, что у любой со ­ баки выделяется слюна, когда ей в рот кладут пищу, ни у кого не вызывало вопросов. Это было вполне естественно, но собака, за кото ­ рой наблюдал Павлов, научилась ассоциировать вид тарелки с пищей. Столкнувшись со случаем ассоциативного научения, Павлов решил выяснить, можно ли научить собаку ассоциировать пищу с другими раздражителями, например со светом или звуком. Ассоциативный отражающий связь ( ассоциацию ) между представлениями.

4

В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЛСЯ ОПЫТ ПАВЛОВА ? В своем ставшем классическим эксперименте Павлов вживил в слюнную железу собаки фистулу, чтобы измерять количество выделенной слюны. Затем перед собакой ставили миску, в которую автоматически подавалась еда. Экспериментатор сначала включал свет в окошке перед собакой, а затем, через несколько секунд, в миску подавалось немного пищи, а свет выключался. Фи́стула патологическое или искусственно созданное отверстие в теле.

5

В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЛСЯ ОПЫТ ПАВЛОВА ? Собака была голодна, поэтому отмечалось обильное слюноотделение. Выделение слюны у голодной собаки при виде пищи является безусловным ( врожден ­ ным ) рефлексом. Здесь нет никакого науче ­ ния, поэтому еда является безусловным стиму ­ лом, а свет вообще нейтральным раздражи ­ телем. На него собака первоначально никак не реагировала. Однако эту процедуру повторяли многократно : сначала зажигался свет, затем подава ­ лась пища.

6

В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЛСЯ ОПЫТ ПАВЛОВА ? В результате было обнаружено, что у собаки начиналось выделение слюны сразу же при зажигании света. Более того, слюна начинала выделяться даже тогда, когда после зажигания света пища вообще не подавалась. Таким образом, нейтральный раздражитель – свет превратился в условный стимул, а у собаки сформировался условный рефлекс.

7

ИМЕНЕМ ПАВЛОВА НАЗВАНЫ : 1. Астероид Павловия, открытый в 1923 году советским астрономом Владимиром Александровичем Альбицким

8

ИМЕНЕМ ПАВЛОВА НАЗВАНЫ : 2. Санкт — Петербургский государственный медицинский университет

9

ИМЕНЕМ ПАВЛОВА НАЗВАНЫ : улиц имени Академика Павлова ( Москва на картинке )

Что такое собака Павлова

Иван Петрович Павлов был русским ученым родом из Рязани, членом Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Он родился в конце XIX века и посвятил свои исследования изучению высшей нервной деятельности человека.

Его заслугой было создание, практически с нуля, учения о физиологии пищеварения и разделения условных и безусловных рефлексов. Его исследования были высоко отмечены на международном уровне – в 1904 году он получил Нобелевскую премию в области медицины став первым русским нобелевским лауреатом.

В своих экспериментах ученый использовал животных – собак. Ради научных целей животные подвергались операциям, многим из них они стоили жизни. Иван Петрович не был жесток и предпринимал все усилия для уменьшения страданий животных.

Он не только ставил на них свои опыты, но и лечил их после этого. Многие животные состарились около него и умерли естественной смертью, прожив полноценную жизнь после хирургических вмешательств.

Идя на эксперименты, влекущие неизбежную гибель питомцев, Павлов испытывал настоящие страдания

По свидетельствам современников собаки любили ученого и сами шли в операционную, будто понимая важность исследований

В мемориальном музее-усадьбе академика И. П. Павлова в Рязани есть экспонат – чучело собаки в установке для эксперимента по изучению условных рефлексов. Это животное собирательный образ всех участников научных экспериментов Павлова.

Дом науки на территории музея представляет экспозицию, подробно раскрывающую ход исследований.

Открытия в физиологии и психологии

Метод Павлова, при помощи которого физиолог производил свои знаменитые опыты с собаками, известен каждому школьнику. Благодаря своим самым знаменитым опытам ученый смог не только исследовать состав пищеварительных соков, чем заложил основы современной физиологии, но и сделать важные выводы относительно работы центральной нервной системы. Именно поэтому метод Павлова в психологии не менее важен, чем в области физиологии и медицины. Опираясь на открытое им понятие условного рефлекса, ученый смог объяснить сложнейшие процессы, имеющие место в коре головного мозга человека.

Павлов был последователем Сеченова. Однако когда последнему пришлось покинуть Петербург, великий русский физиолог продолжил свое обучение у И. Ф. Циона, который обучил его виртуозной технике проведения операций. Более десятилетия Павлов посвятил тому, чтобы суметь устанавливать фистулы (или отверстия) в стенках пищевода животных.

Начиная изучать слюнные железы, Павлов обладал наилучшей базой исследований из всех вопросов физиологии, которыми он занимался. Однако в теоретических выводах того времени содержалось немало ошибочных положений. К примеру, считалось, что рефлекторное слюноотделение полностью зависит от возбуждения рецепторов, находящихся в ротовой полости. Метод Павлова, который получил название хронического эксперимента (такого, когда животное после проведения опытов оставалось в живых). Он позволил продвинуть физиологию и медицину того времени на значительный уровень.

Развитие классической теории обусловливания

Изучение условных рефлексов привело к появлению теории обусловливания, которая заключается в воздействии изначально нейтрального стимула на мозг.

Нейтральный стимул, ассоциативно привязанный к стимулу, безусловно порождающему некую реакцию, вызывает ту же реакцию. Эти данные впоследствии оказали огромное воздействие на развитие психологии.

В благодарность за помощь и жертвы принесенные четвероногими ради науки, Павлов заказал и установил памятник неизвестной собаке в сквере здания Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге на Аптекарском острове.

С четырех сторон постамент украшен барельефами, изображающими важные аспекты поведения собаки и человека в ходе экспериментов. Надписи под барельефами отдают дань верности, терпению и уму подопытных животных.

На протяжение всего пути человечества по стезе науки собаки являются их верными спутниками. Именно они из всех животных обладают умением коммуницировать с человеком, что ставит их под удар научных опытов.

Собаки ложатся под нож или летают в космос прежде, чем люди сами осмелятся на это. Сохранить человечность в этих условиях можно только помня, как И. П. Павлов, о недопустимости жестокости и напрасных жертв.

Сила желтой собачки или как сдавать работу капризному заказчику.

Звали нашего героя Владимир Фаворский. Русский и советский художник, виртуозный портретист, мастер графики, ксилографии, сценограф, теоретик искусства и педагог, и прочая, прочая, прочая. На всякий случай скажу, что еще и кавалер креста Святого Георгия IV степени, привезенного им с румынского фронта Первой мировой.

Многие и идеи и начинания Фаворского были по-настоящему революционны. Скажем, разработанные им шрифты, подходы к оформлению книг, философские трактовки классических и актуальных образов потрясают своей свежестью и оригинальностью решений.

Но художник ведь – это не только радость творчества, но еще и жесткая необходимость зарабатывать на кусок хлеба. Владимир Андреевич писал полотна и на заказ. Причем, в историю он вошел в качестве непревзойденного виртуоза завершающей беседы с клиентом. В принципе, это было ноу-хау Фаворского. Он рисовал в уголке картины странную желтую собачку, нелепую такую, явно ни к селу, ни к городу…

Заказчик, понятно, не мог не заметить эту вопиющую деталь композиции. Впав в ступор, затем он приходил в себя и начинал настаивать, мол, уберите это животное, почтенный. Владимир Фаворский краснел от праведного гнева, он-де художник, он так видит. Без собачки будет не полотно, а сплошное безобразие. И вообще, собачка – его фирменный знак, талисман, не говоря о том, что она просто хороша собой. Доходило до скандала.

Когда кипение страстей достигало опасной отметки, Фаворский обреченно соглашался убрать собачку. Клиент же вздыхал с облегчением. До других деталей полотна никакого дела ему уже не было.

Фаворский не без оснований считал, что время, потраченное на сценку с собачкой, экономило куда более значительные часы, которые пришлось бы отвести на выслушивание нудных пожеланий клиентов и, тем паче, на воплощение их капризов в жизнь.

Эффект «собаки Павлова»

Так называемый эффект собаки Павлова активно используется в человеческой жизни. Он затрагивает и общественно-политическую деятельность, и экономическую, и культурную. Одним из примеров можно считать пиар.

Например, кандидат в депутаты хочет обеспечить себе победу на выборах. Один из методов достичь этого основан на методике Павлова, только в качестве подопытных животных фигурируют потенциальные избиратели. Схема действия не отличается большой сложностью. Необходимо взять изображение хорошо узнаваемого объекта – например, известного писателя, и рядом с ним поместить изображение кандидата. Полученную композицию необходимо размещать на предвыборных плакатах, в средствах массовой информации и т. д. Композицию должно увидеть как можно больше людей, и мелькать перед их глазами она должна как можно чаще. Постепенно у людей выработается условный рефлекс: известный писатель будет ассоциироваться с кандидатом, даже когда портрет писателя не сопровождается изображением кандидата (и наоборот). Положительные качества писателя начинают отождествляться с качествами кандидата. Для пущего эффекта кандидат может, скажем, в предвыборных выступлениях цитировать этого писателя. Если писатель имеет культовый статус среди населения, то это даёт очень высокий шанс на то, что в день выборов большинство избирателей проголосуют за этого кандидата.

Узнаваемость можно обеспечить и несколько другим способом. Например, необходимо очернить образ известного публичного деятеля; это называется «чёрным пиаром». Для этого сначала раздувается какой-нибудь громкий скандал, связанный с неким предметом. Благодаря скандалу предмет становится широко узнаваемым. Затем изображение этого предмета ставится рядом с изображением публичного деятеля – и далее как в первом случае. Видя скандальный предмет, публика начинает «рефлекторно» представлять этого деятеля; а видя этого деятеля, она представляет скандальный предмет.

Эффект собаки Павлова используется и в залах игровых автоматов. Такие заведения заполнены множеством стимулов, которые погружают человека в игровой процесс и побуждают тратить как можно больше денег.

Один из таких стимулов – звуковой сигнал, имитирующий звон монет. В сознании многих людей этот звук неразрывно связан с получением большой суммы денег, поэтому постоянное воспроизведение этого звука в автомате побуждает посетителя играть всё больше и больше, ведь он уже настроился на выигрыш (образно говоря, у него от этого звука «текут слюнки»).

С помощью включения особых слов в свою речь выступающий способен буквально загипнотизировать публику; ведь данные слова у людей связываются с определёнными психофизиологическими реакциями. Подпавший таким образом под влияние человек становится управляемым, ему можно внушить какие угодно идеи и заставить делать всё, что угодно манипулятору.

Любопытно, что чисто эмпирически эффект собаки Павлова использовался человечеством начиная с глубокой древности. Средневековый мусульманский орден исмаилитов с помощью условных рефлексов создавал целые армии «живых роботов» — ассасинов, которые по одному знаку вождя выполняли любые, даже самые абсурдные действия. Однажды вождь, демонстрирующий свою силу перед европейским путешественником, показал на большую толпу ассасинов, стоящих на высокой крепостной стене над пропастью. Затем он сделал взмах рукой, и вся группа ассасинов дружно спрыгнула со стены в пропасть, где все они, конечно же, разбились насмерть.

Что доказал Павлов? Результат эксперимента

Иван Петрович Павлов был большим любителем собак, они занимали значительное место в его жизни и работе. Учёный называл собаку «лучшим домашним животным» и называл её частой жертвой различных научных экспериментов именно из-за высокого уровня нравственного и умственного развития. Академик повторял, что опыты над кошками делаются только «из нужды».

Опыты академика Павлова и последующая работа учёных в этом направлении имеют важное значение в современном мире и в жизни каждого человека. Научное наследие И.П

Павлова определило облик и направления развития физиологии, повлияло на развитие психологии, педагогики и генетики. Эксперименты Павлова способствовали созданию оптимальных методов лечения различных нервных расстройств, фобий, панических состояний.

Каждый человек может на собственном примере осознать, что такое эффект собаки Павлова. Например, ситуации, когда привыкнув к определённой последовательности сигналов, мы предсказуемо на них реагируем. В политических технологиях и рекламе хорошо работает приём, когда известные люди рекламировали «протягивали» какую-то новую идею или какого-то человека, или продукт. Постепенно у аудитории (зрителей) отношение к известной персоне переносится на тот продукт или действие, которое он (она) продвигает.

Можно привести множество примеров из жизни, когда у человека формируется реакции на предшествующие сигналы. Например, звук включаемого по утрам компьютера на рабочем месте, мгновенно «сообщает» о том, что далее должны следовать чашка кофе и сосредоточенная работа. Или в ресторане, когда вы выбираете блюда в меню, непроизвольно начинается слюноотделение. Чем-то это похоже на условный рефлекс собаки Павлова, который вырабатывался на источники, предшествующие кормлению животного, не правда ли. Или музыка, которая сопровождала человека в определённое время, навсегда закрепится в памяти как связь с этим временем. Или сочный лимон, который разрезаем, мгновенно заставляет вспомнить его кислый вкус и слегка скривиться.

Среди маркетологов есть выражение «колокольчик Павлова». В своих экспериментах, связанных с кормлением собак, учёный иногда использовал колокольчик как упреждающий сигнал перед приёмом пищи.

Синдром собаки Павлова срабатывает, когда маркетологи привязывают к определённому бренду какие-то атрибуты или слоганы, это формирует и крепко закрепляет у аудитории созданный рекламой образ.

Что случилось с собаками Павлова после эксперимента?

Нельзя сказать однозначно, какой породы были собаки Павлова. Известно, что первой подопытной собакой учёного была дворняга по имени Дружок. Большинство собак в экспериментах были овчарки, но встречались представители других пород.

При Институте экспериментальной медицины существовал питомник. Там разводили собак и некоторых других животных, которых учёные использовали в своих опытах. Для проведения опытов важным критерием был темперамент собак как классификатор нервных типов. Одни собаки были сдержанные и спокойные другие – «непоседы», подвижные, оживлённые.

Среди представителей разных организаций и сегодня можно услышать агрессивные выпады в сторону академика и его опытов над животными. Эксперименты Павлова они называют циничным и жестоким действием, где жертва – это собака Павлова, и в чём смысл опыта, если животное могло погибнуть.

Факт остаётся фактом – до тех пор, пока в теле собаки не делали отверстия (фистулы), животные в процессе проведения лабораторных экспериментов погибали. Когда в теле собаки стали проделывать отверстие, всё изменилось. С фистулой собака могла жить, отверстие не мешало жизнедеятельности животного. Если опытов не проводилось, то отверстие в пищеводе закрывалось, и собака жила, как обычно. Большинство собак после опытов выживали и находились рядом с учёным до старости.

️В родовом доме-усадьбе семьи Павловых в Рязани есть чучело собаки, в теле которой проделано отверстие трубочка.

Исследования Павлова оказали большое влияние на развитие поведенческой психологии и сегодня играют важную роль для человечества. Иван Павлов прожил 86 лет, и до последнего времени работал в Институте под Санкт-Петербургом.

Закончу одним из последних высказываний учёного, которое некоторым образом подводит итог его работы и жизни:

Иван Павлов

Иван Петрович Павлов хладнокровно причинял боль подопытным животным

На самом деле

 Нет 

До второй половины XX века, когда появились неинвазивные методы УЗИ и КТ, медики не имели выбора: изучать процессы в живом организме можно было только на животных. Павлов, исследуя пищеварение, делал собаке операцию: устанавливал фистулу, то есть выход из желудка наружу, чтобы собирать желудочный сок. Однако ученый был против «ненужного мучительства». Он требовал, чтобы операции проводили, как на людях, с соблюдением всех известных мер антисептики, искал менее опасные для жизни подопытных методы, применял анестезию в случаях, когда это не вредило эксперименту. Павлов не закрывал глаза на то, что собаки страдают, но другого пути для получения научного знания у него не было: «Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я испытываю тяжелое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что являюсь палачом живого существа… Но переношу это в интересах истины и пользы людям». Ученый понимал, какую роль сыграли его подопечные в развитии науки, и в 1935 году по инициативе Павлова в Ленинграде поставили памятник лабораторной собаке.


Опыты Павлова в Институте экспериментальной медицины. 1904 год

БИОГРАФИЯ
Иван Павлов

1849 — родился в семье рязанского священника.1870–1875 — учился в Санкт-Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета, специализировался на физиологии животных.1874 — опубликовал первую научную работу «О нервах, заведывающих работою в поджелудочной железе». Позже именно за открытия в области физиологии пищеварения получил Нобелевскую премию.1875–1879 — был студентом Медико-хирургической академии.1881 — женился на Серафиме Карчевской, ростовчанке из небогатой семьи. У пары родилось четверо детей.1883 — защитил докторскую диссертацию «Центробежные нервы сердца».1890 — был избран профессором кафедры фармакологии Военно-медицинской академии (бывш. Медико-хирургическая академия), через шесть лет перешел на кафедру физиологии. Параллельно с преподаванием в академии стал руководителем физиологического отдела Института экспериментальной медицины.1902 — опубликовал первый труд по условным рефлексам. Открытия в этой области станут самым знаменитым достижением Павлова.1907 — был избран академиком Санкт-Петербургской Императорской академии наук.1926 — по инициативе Павлова открылась Научно-опытная биологическая станция в Колтушах в окрестностях Ленинграда. Со временем вокруг станции вырос научный городок.1936 — скончался от пневмонии. Был похоронен на Волковском кладбище (Санкт-Петербург).

Суть эксперимента с собакой Павлова

Свои эксперименты И.П. Павлов проводил в специализированной лаборатории, т. н. «Башне молчания». Она была изолированная от звуковых световых факторов внешней среды, которые могли существенно снизить чистоту эксперимента. За поведением животных ученый наблюдал, используя систему специализированных стекол, которые делали его невидимым для собак.

Пса фиксировали на специальном станке для того, чтобы ограничить его движения

При этом основное внимание ученый уделял тому, как слюнные железы подопытной собаки реагируют на разнообразные внешние раздражители. Для этого псу делали операцию и проток слюнной железы выводили наружу

Это было необходимо для фиксации:

  • наличия слюноотделения;
  • начала выделения слюны;
  • обильности слюны и ее качества.

В дальнейшем Павлов старался вызвать у собаки условную реакцию на тот раздражитель, который ранее считался нейтральным (звуковой и световой). Также наружу выводились и концы пищевода, которые позволяли отследить выработку желудочного сока собаки.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Классический опыт Павлова заключался в том, чтобы давать собаке еду после удара метронома. После нескольких повторений такого опыта у собаки начинала выделяться слюна на звук метронома.

Далее И.П. Павлов организовал опыт с лампочкой, который проводился по тому же принципу. Так ввиду наличия различных раздражителей источник, посторонний для животного стал внешним раздражителем, вызывающим условный рефлекс.

Условный рефлекс – это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи).

Условные рефлексы имеют временный характер и их рефлекторные дуги на начальных этапах собственного становления достаточно непрочны. В связи с этим формирование условного рефлекса представляет собой сложную систему взаимоподкрепления раздражителей и выработки ответной реакции на них.

Далеко не все раздражители, применяемые И. П. Павловым, были столь безобидными. Зачастую он использовал электрический ток, а также физические наказания.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Опыты Павлова получили практическое применение. Наиболее интересным примером можно признать выработку негативных условных рефлексов у койотов ко вкусу баранины. Для формирования такой реакции животным подбрасывали отравленное мясо баранов. Сразу же после первого раза группа койотов перестала охотиться на овец, связав получаемое баранье мясо с возникающим у них недомоганием.

Несмотря на тот факт, что теория возникновения условных рефлексов, была сформулирована более ста лет назад, она не теряет собственной актуальности как внутри биологической науки, так и в истории психологии. Многие современные психологи руководствуются результатами данных опытов при необходимости выстраивания адекватных траекторий лечения различных поведенческих расстройств.

История вопроса

Существуют различные направления и школы в психологии. Они имеют свою историю развития и борьбы за место под солнцем с другими направлениями и школами. Примерно в одно и тоже время, а именно с начала прошлого века, возникли два поведенческих направления противопоставившие себя господствовавшему тогда интроспекционизму. Интроспекционизм занимался изучением явлений сознания. Способом изучения сознания было самонаблюдение и отчет об этом наблюдении испытуемого. Потом некоторым студентам стало скучно коллекционировать эти наблюдения. Они пришли к мнению, что наука должна изучать объективные явления, которые можно неоднократно воспроизводит в опытах, а не сравнивать субъективные мнения испытуемых о своем сознании. Так возникла гештальтпсихология, основной тезис которой был в том, что надо изучать целостные явления и принципы их организации, а не разлагать сознание на отдельные элементы.

Возникла также психология изучающая поведение, то, что можно наблюдать и регистрировать объективно. Проще всего было заняться изучением животных. Первыми объектами изучения были цыплята и кошки, потом крысы, собаки, голуби. На основании полученных данных были выведены законы поведения, которые учёные бихевиористы (от англ. behavior – поведение) считали универсальными и применимыми ко всем животным и человеку

С этим можно соглашаться или спорить, важно то, что они очень основательно изучали обучение животных. Обучение животных заключалось в выработке у них оперантных рефлексов, а изучались законы, по которым эти рефлексы формируются. Всё это происходило в США, а в России в это время нашли свой путь к объективному изучению поведения, через изучение классического рефлекса

Занимался этим Иван Петрович Павлов и его ученики. Как всем известно, он был физиолог и изучал кровообращение и пищеварение

Всё это происходило в США, а в России в это время нашли свой путь к объективному изучению поведения, через изучение классического рефлекса. Занимался этим Иван Петрович Павлов и его ученики. Как всем известно, он был физиолог и изучал кровообращение и пищеварение

Он обратил внимание, на то, что слюна выделяется не только на пищу, но и на обстановку в которой происходили опыты. Увидел в этом возможность изучать явления в нервной системе и полностью переключился на это направление. Всю оставшуюся жизнь он изучал физиологию высшей нервной деятельности (ВНД)

Так как поведение не возможно без функционирования нервной системы это дало ему основание считать, что изучение ВНД, это фактически изучение поведения. Причём, также как и бихевиоризм изучение объективное и научное

Всю оставшуюся жизнь он изучал физиологию высшей нервной деятельности (ВНД). Так как поведение не возможно без функционирования нервной системы это дало ему основание считать, что изучение ВНД, это фактически изучение поведения. Причём, также как и бихевиоризм изучение объективное и научное.

Каждое из этих направлений пришло к изучению поведения своим путём. Это определило методы, которыми они работали, что в свою очередь по-разному расставило акценты в этих теориях. Каждая из этих теорий стремилась к объяснению поведения животных и человека, каждая рассматривала проблему со своей точки зрения. Каждая претендовала на истину. Условия проведения опытов и методы, которыми работали учёные, привели к тому, что собака как вид одна, а теорий изучающих рефлексы и объясняющих тем самым поведение две. В принципе ничего удивительного в этом нет, сколько людей столько и мнений. Однако есть смысл разобраться, почему так получилось.

Суть экспериментов и опытов

Павлову принадлежит инновационный для тех времен метод сбора чистого желудочного сока из организма. Для этого ученому пришлось сшивать отдельные участки кожи и слизистой. Сок собирался при помощи металлических трубок, которые вставлялись в органы ЖКТ и плотно закрывались пробками. В результате эксперимента академик научился получать вещество на любом из участков пищеварительного тракта.

Обратите внимание! Эксперименты Павлова позволили контролировать выход желудочного сока и предотвратить его выбросы в большом количестве, что могло бы провоцировать разрушение брюшной стенки и кишечника. Также доктор известен опытами, которые вошли в науку под названием «мнимое кормление»

Суть эксперимента заключается в следующем: собачке операционным путем перерезают пищевод, тем самым предотвращая его связь с другими органами ЖКТ. Это способствовало тому, что еда не проникала в желудок, а сок для ее переваривания продолжал вырабатываться

Также доктор известен опытами, которые вошли в науку под названием «мнимое кормление». Суть эксперимента заключается в следующем: собачке операционным путем перерезают пищевод, тем самым предотвращая его связь с другими органами ЖКТ. Это способствовало тому, что еда не проникала в желудок, а сок для ее переваривания продолжал вырабатываться.

Благодаря проведенным российским ученым опытам физиология, несмотря на свое многовековое существование, фактически была изобретена заново и именно Павлов стал отцом этой науки.

Мнимое кормление — один из опытов академика Павлова

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий

четырнадцать − 6 =